Директор компании КРУСТ Сергей Грибанов рассказал о современных технологиях для комфортной жизни людей с ограниченными возможностями.
Он поделился с изданием, как Wi-Fi и нейросети облегчают жизнь людям с инвалидностью и как построить работающий социальный бизнес. А также рассказал о появлении и развитии компании КРУСТ, о продукции и услугах, о перспективах, передовых технологиях, инновациях, о фокус-группе, с которой сотрудничает компания, а также о государственной программе «Доступная среда» и участии в ней.
В ходе интервью директор КРУСТ отметил важность поддержки со стороны государства, а, говоря о социальном бизнесе, подчеркнул, что «данный бизнес более стабилен относительно большинства сфер предпринимательства в России, отсюда и высокий рост конкуренции в последние годы. В рамках беседы поднимались вопросы о бизнесе и трудностях его поддержания в период пандемии, о производственной базе в Екатеринбурге и участии в государственных проектах по поддержке бизнеса.
Полное интервью с It’s My City представлено ниже.
О людях с инвалидностью сейчас заговорили более открыто. Но одно дело говорить, а другое — дать им возможность просто выйти на улицу. Нужны те, кто производил бы устройства-помощники для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В совместном партнерском материале со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства рассказываем об одном из социальных бизнесов, который значительно продвинулся на этом пути — компании «Круст».
Здесь производят оборудование для комфортной жизни людей с ОВЗ. Из регионального бизнеса компания выросла в одного из крупнейших в стране поставщиков оборудования для реабилитации. Директор предприятия Сергей Грибанов поделился с It’s My City, как Wi-Fi и нейросети облегчают жизнь людям с инвалидностью и как построить работающий социальный бизнес.
— Сергей, как появилась компания и вообще родилась идея производства таких нужных вещей?
— В начале 2000-х в нашем регионе начали активно запускать социальные программы. В том числе направленные на облегчение жизни людей с ОВЗ. До этого многие из них были попросту заперты дома. У инвалида-колясочника не было элементарной возможности выйти на улицу, потому что не было пандусов. И встал вопрос: как включить таких людей в нормальную жизнь? В первую очередь нужно было решить технический вопрос. Но такое оборудование у нас практически никто не производил. Этот сегмент был незаполненным, хотя спрос был. Вот тогда и собралась группа неравнодушных специалистов, инженеров, программистов, чьи разработки и стали фундаментом компании «Круст».
Более четко направленность бизнеса оформилась к 2005 году. Именно тогда был принят первый Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С ним стали понятны основные каналы сбыта продукции социальной направленности — это госзакупки. То есть государство сказало: «Нам нужна эта продукция и мы будем ее покупать». Появилась уверенность, что нужно продолжать.
Конечно, значительную роль в развитии предприятия сыграла и поддержка региональных властей. Во многом в развитии нам, тогда еще новичкам в бизнесе, помог Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Их поддержку сложно переоценить. Это и обучение, и консультации по вопросам бизнеса, и помощь в привлечении заемных средств. На наш взгляд, это лучшая инвестиция в предприятия Свердловской области. Ведь фонд дает не «рыбку», а «удочку» для достижения целей. Поэтому мы и сейчас находимся в тесном контакте с работниками СОФПП, узнаем о мерах поддержки и планируем пользоваться такой помощью от государства.
— Социальное предпринимательство в нашей стране, кажется, еще не самая популярная сфера. Почему вы выбрали именно ее? Гуманизм, понятно, но бизнес — это все же про деньги.
— Возможно, именно потому, что раньше это была непопулярная и непонятная сфера. Сегодня уровень конкуренции в бизнесе реабилитационной направленности достаточно высок и продолжает расти. Как бы цинично это ни звучало, но данный бизнес более стабилен относительно большинства сфер предпринимательства в России. Отсюда и высокий рост конкуренции в последние годы.
Но все же основным для нас является конечная цель: комфорт людей из маломобильных групп населения. Когда ты получаешь моральное удовлетворение от того, чем занимаешься, когда понимаешь, зачем все это, и видишь результат, всегда есть мотивация и желание идти вперед. И это дает результат в денежном выражении.
— Если говорить конкретно, что производит «Круст»? Что это за оборудование?
— Наш ассортимент сегодня можно условно разделить на две большие группы. Первая — технические средства реабилитации индивидуального пользования. Это гаджеты, которыми государство обеспечивает людей с инвалидностью для облегчения их быта и профессиональной деятельности. Например, мы производим специальные устройства для чтения «говорящих» книг на флеш-картах, электронные увеличители. Эта продукция предназначена для людей с инвалидностью по зрению, то есть для слепых и слабовидящих. Многое из этого мы разрабатываем в своем конструкторском бюро.
Вторая группа — оборудование, которое помогает сделать любое место удобным и доступным для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения. Это пандусы, поручни, тактильные таблички и таблички со шрифтом Брайля, информационные терминалы, световые маяки. Сюда же относится и оборудование рабочих мест специализированным программным обеспечением, которое позволяет создавать современные учебные классы для детей с инвалидностью.
— Получается, ваша деятельность во многом пересекается с госпрограммой «Доступная среда?
— Совершенно верно. Эта программа выполняется в стране с 2011 года. Мы активно в ней участвуем: комплексно адаптируем учреждения и объекты инфраструктуры, подбираем оборудование и проектируем учебные коррекционные классы, разрабатываем и производим устройства по последним технологиям и по персональным требованиям. Все оборудование мы также монтируем «под ключ».
В штате у нас есть опытные специалисты, которые выполняют работы по СНиПам и ГОСТам. Среди наших проектов — крупные комплексы и важные пространства для инвалидов: аэропорты, парки, скверы, интернаты, школы, различные спортивные, образовательные и развивающие центры.
— На словах звучит все гладко и безоблачно. Но с какими реальными трудностями вы все-таки сталкиваетесь? Как и с чьей помощью их преодолеваете?
— Сегодня любой бизнес переживает не самые лучшие времена. И социальное направление не исключение. Естественно, государству приходится бороться с более оперативными проблемами, весь мир охватила пандемия. Но мы очень рады, что в такое сложное время ООО «Круст» как социально ориентированный бизнес может участвовать в государственных проектах по поддержке бизнеса.
Например, в этом году при поддержке СОФПП мы стали одной из компаний, получивших грант Свердловской области в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Эти деньги мы планируем потратить на покупку нового оборудования. Нам нужен фрезерно-гравировальный станок, чтобы производить столы для механотерапии и тренажеры для реабилитации конечностей.
— Сейчас «Круст» уже вырос из регионального предприятия. У вас 4 филиала по всей стране, а головной офис в Москве. Но производственная база осталась здесь, в Екатеринбурге. Как там все устроено?
— Да, в Екатеринбурге находится сердце нашей компании. Именно здесь мы придумываем новое и реализуем задуманное. Кроме ассортимента нашего интернет-магазина dostupsreda.ru мы также выполняем индивидуальные заказы. Этим всем и занимаются специалисты нашего екатеринбургского производства. Из-за социальной направленности, или благодаря ей, нам приходится очень строго контролировать всю продукцию. Каждое изделие проходит тщательный осмотр, изучается перед отправкой клиенту.
— А что с инновациями? Вы внедряете новые технологии в производство?
— В основе наших продуктов лежат собственные разработки с использованием передовых технологий. Мы запатентовали более 20 решений в области цифровой электроники. Мы активно внедряем поддержку различных технологий беспроводной связи, включая уже ставшие стандартом для современных бытовых радиоэлектронных устройств NFC, Bluetooth, Wi-Fi, 4G совместно с интернет-сервисами — музыка, видео, новости, подкасты, библиотеки, энциклопедии и прочее. Но все эти технологии в нашем оборудовании не просто так, они позволяют адаптировать устройства для людей с ограниченными возможностями, позволяют открыть им доступ к информации.
— Как вы понимаете, что нужно человеку с ОВЗ? Что будет работать, а что нет?
— У нас есть фокус-группы из будущих пользователей. Наши инженеры и разработчики всегда в контакте с людьми, для которых создается конечный продукт. Они лучше знают и понимают, что будет удобно, а что нет, какие функции необходимы, а что излишне. Мы создаем фокус-группы из людей с инвалидностью для тестирования приборов, собираем замечания и пожелания.
Разработчики анализируют результаты работы, и на основании этих данных уже становится понятно, как сделать так, чтобы человек мог пользоваться оборудованием без проблем. Например, интерфейс должен быть интуитивно понятным, провода в устройствах лучше заменить на «воздушное» соединение. Технологии распознавания на основе нейросетей тоже нам в помощь.
Еще мы планируем взять в отдел технической поддержки людей с инвалидностью по зрению для консультации наших клиентов. Человеку с нарушениями зрения проще объяснить такому же пользователю особенности использования устройства. Благо, у нас много знакомых талантливых незрячих людей, которые с техникой на «ты». Им мы и предложили работу в сфере консультации пользователей.
— Как вы считаете, Сергей, скоро ли у нас в стране появится по-настоящему доступная среда для людей с ограниченными возможностями? И видите ли вы реальные изменения в этом вопросе?
— Если смотреть на развитие «Доступной среды» за последние 5 лет, можно с уверенностью сказать, что государство делает значительные успехи в этом направлении. Но работы впереди еще, конечно, много. Необходимо не только обустроить комфортную территорию для инвалидов всех категорий, но перевести общество в режим равенства. Пока в нашей стране, к сожалению, продолжают делить общество на здоровых и людей с инвалидностью.
Доступной среда должна быть не только для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и для маломобильных групп населения, к которым относятся, например, мамы с колясками. Также за время действия государственной программы обновлено множество ГОСТов и СНиПов, и работа в этом направлении ведется постоянно.
Здорово, что сейчас мы видим, как меняется пул наших клиентов. Если раньше это были исключительно государственные учреждения, то сейчас это строительные компании, которые обязаны учитывать условия доступности при проектировании и строительстве зданий. Динамика есть и она положительная.
Источник: издание It’s My City.